Блог

Как избежать накала страстей при столкновении взглядов

Скрытые конфликты, противоречия и диспропорции накапливаясь, неизбежно ведут к развалу имеющейся системы. Будь то пара людей, семья, предприятие, государство или какое-то большее политическое межгосударственное образование. По закону систем – где тонко там и рвётся.

Любой кризис вскрывает слабые звенья цепи, указывая на ошибки управленцев, отвечающих за функционирование системы. Ошибки имеют свойство накапливаться, снижая возможность предсказуемой балансировки системы. Потеря предсказуемости ведет к потере управления.

Проводя аналогию с диагностикой в медицине, становится ясно, что болезнь легче лечить, когда она находится в ранней стадии. Но в ранней стадии болезнь трудно диагностируема. Когда же болезнь изобилует явными симптомами и легко диагностируется, лечить её уже значительно труднее или вовсе невозможно. Черный медицинский юмор отметил эту идею заключением «поздно пить боржоми, когда почки отказали».

Поэтому, когда возникает вопрос, как действовать управленцу в кризисной ситуации, придётся определить степень запущенности проблемы. При этом следует помнить, что проблема, зачастую, это сумма тех самых «слабых звенев», которые по форме, как бы есть, но по содержанию они не могут выполнять в полноте и целостности возлагаемых на них функций. И каждое звено необходимо укреплять по отдельности.

Одним из таких проблемных звеньев, проявленных текущим кризисом, по заявлению многих собственников и управленцев, оказалась психологическая атмосфера в коллективах предприятий. Ситуация усугубляется тем, что сам кризис обусловлен схождением в одной точке политических, экономических и социальных проблем. Информационное поле, подогреваемое различными масс-медиа, обуславливает противоречивые взгляды на происходящее, бурные обсуждения и конфликты, что не только не способствует, но вредит корпоративным целям.

В такой ситуации соблюсти баланс интересов, а также предотвратить репутационный и финансовый ущерб становится предельно сложно. Что само по себе вскрывает еще ряд болевых точек, связанных с коммуникативной и эмоциональной компетентностью как участвующих в конфликтах сотрудников, так и управленцев, старающихся как-то сохранить управляемость и удержать «корабль» на плаву.

В одном материале мы не можем рассмотреть всё тонкости и нюансы создания психологической атмосферы, соответствующей решаемым предприятием задачам. И заметьте, мы не говорим о какой-то позитивной, благодушной или благоприятной атмосфере. Мы говорим о соответствующей. Хотя всё упомянутое может тоже иметь место. Просто следует понимать, что эффективного решения различных задач требуются различные психофизические состояния и соответствующая информационная наполненность. Ведь, по сути, наша психика состоит из информации и алгоритмов, которые обеспечивают ту или иную деятельность.

Исходя из выше сказанного, пока рассмотрим только маленький сегмент межличностных отношений, учитывая который можно избежать накала страстей и конфликтов, происходящих при столкновении взглядов между сотрудниками или при взаимодействии с клиентами и партнёрами.

Когда возникает необходимость изменить мнение или отношение оппонента к чему-либо, необходимо переориентировать его настрой.

При этом следует учесть:

1. В поединке разума и предубеждений чаще побеждают предубеждения.

Эмоциональный штиль – важнейшее условие конструктивного диалога. Исключите из своего поведения любые атрибуты спора, поединка, такие как: эмоциональное давление, повышенные интонаций, негативные оценки и оскорбления, переходы на личности, пререкания и тому подобное.

Если вы позволите себе хоть что-то провоцирующее эмоциональный всплеск, разум перестанет работать, и поведением оппонента будут руководить только стереотипы и предубеждения.

2. В ходе перемены установок покажите собеседнику направленность и содержание необходимых изменений и убедитесь, что все это им воспринято и понято.

Согласие партнеров слушать друг друга – такое же важное условие, как и эмоциональный штиль. Прежде чем начать приводить свои доводы, заручитесь вниманием оппонента. Хотя бы сообщите, что у вас есть свое видение ситуации, и вы хотите его донести. Если получите отрицательный ответ типа «меня не интересует ваше мнение» или «я не хочу об этом говорить», то можете не продолжать. Займитесь поиском побуждающих мотивов быть к вам внимательным.

3. Изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям оппонента.

4. Проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека.

Если собеседник не воспринимает и не понимает ваши доводы, продолжать разговор бессмысленно. Попытки настоять на своём будут только усиливать сопротивление, провоцировать защиты и встречное обвинение.

5. В случае полностью негативных установок и предубеждений, их изменение потребует больше времени и специальных мер.

Время – важный ресурс. Иногда даже говорят: «Время – деньги». Но, как известно, есть расходы, на которых лучше не экономить. Дорого обойдется потом. Поэтому на проведение нужных изменений следует быть готовым уделить столько времени сколько нужно для «созревания» оппонента по внутренним основаниям или под влиянием внешних обстоятельств.

Будьте готовы уделить вопросу столько времени, сколько нужно. То есть так рассчитать свою ресурсную обеспеченность, чтобы отсрочка или затягивание желаемого результата не ослабляла вашей позиции и жизнеобеспеченность.

К специальным мерам мы относим умение организовать обстоятельства непреодолимой силы, вынуждающие оппонента действовать нужным образом даже при сохранении у него негативных установок, т.е. «через не хочу».

 

Информация

ИП Беспалов Ю.В.

УНН 190692540. Свидетельство выдано по решению Мингорисполкома 14.02.2006 г. № 247. 

Банковские реквизиты >>>

Контакты

+375 (29) 676-76-34

Skype: yuriy.bespalov

Email: bystraga@gmail.com

Telegram: @bystraga
https://t.me/bystraga