Блог

Воспитание — это, прежде всего самопознание самих воспитателей.

Воспитание — это, прежде всего самопознание самих воспитателей.

Однажды, проводя занятие с педагогами интернатов и закрытых учреждений, где содержатся т.н. «трудные» дети и малолетние нарушители, мне пришлось привести цитату из учебника по социальной педагогике. Педагоги сетовали, что дети и подростки отбились от рук и отказываются слушать своих воспитателей.  

Пришлось напомнить им, что любые девиации, делинквенции и прочие отклонения от нормы в поведении детей, происходят из-за неправильной реакции взрослых на поведение детей.  

Т.е. педагогам следует принять как аксиому, необходимость тщательного подбирать содержание и характер вербального воздействия на детей. Особенно, когда они «шалят»

Вербальная агрессия со стороны взрослых, как правило выражается в повышении голоса, резких выражениях, что ведет к утрате доверия между воспитателем и его воспитанниками.

П. Ф. Лесгафт очень точно охарактеризовал состояние ребенка в следующих ситуациях:

«Если, приведя ребенка к порядку, возвысить голос или крикнуть, то он встрепенется, затихнет и в этом состоянии останется некоторое время. Продол­жительность промежутка времени, будет тем меньше, чем более ребенок привык к подобному обращению. Или чем тише и мягче был сделан по­добный призыв. После более или менее продолжительного покойного состояния ребенок задвигается, покажет язык или сделает какое-либо безобразное движение».

Это явление объясняется с физиологической точки зрения тем, что сильное раздражение приводит к снижению восприимчивости нервной системы. Поэтому дети, после того как на них оказало воздействие грозное высказывание воспитателя, через некоторое время становятся еще более расторможенными, чем раньше.

В результате, все, кто пытается остановить детское озорство резкими высказываниями или осязательными действиями получают результаты, прямо противоположные ожидаемым последствиям.

А так как причина детского проступка не обнаружена, то и невозможно ее нивелировать. Следовательно, в дальнейшем в должной мере невозможно повлиять на подобное поведение детей.

Более того, вследствие этого может сформироваться стойкая неприязнь между воспитателями и воспитуемыми. И тогда вместо истинного педагогического взаимодействия будет иметь место соперничество.

И сейчас найдутся педагоги, кто придерживается стратегии соперничества, не осознавая того, что подобная ограниченность воспитателя приводит к нравственной деградации его самого и его учеников.

Таким образом, крайне важны коммуникативные компетенции родителей, воспитателей, учителей, к которым, как минимум, относятся:

  1. умение проводить самоанализ и интерпретацию собственного коммуникативного поведения,
  2. адекватно реагировать в различных ситуациях речевого взаимодействия,
  3. умение организовывать вербальное взаимодействие с воспитанниками.

 

Дед. Юрий Беспалов

 ***

Индивидуальные консультации 
Стрессоустойчивость
Онлайн обучене
Коммуникативные тренинги

 

 

Информация

ИП Беспалов Ю.В.

УНН 190692540. Свидетельство выдано по решению Мингорисполкома 14.02.2006 г. № 247. 

Банковские реквизиты >>>

Контакты

+375 29 676-76-34
+ 7 993 896-76-34

Telegram: @bystraga
https://t.me/bystraga

Email: bystraga@gmail.com