Однажды, проводя занятие с педагогами интернатов и закрытых учреждений, где содержатся т.н. «трудные» дети и малолетние нарушители, мне пришлось привести цитату из учебника по социальной педагогике. Педагоги сетовали, что дети и подростки отбились от рук и отказываются слушать своих воспитателей.
Пришлось напомнить им, что любые девиации, делинквенции и прочие отклонения от нормы в поведении детей, происходят из-за неправильной реакции взрослых на поведение детей.
Т.е. педагогам следует принять как аксиому, необходимость тщательного подбирать содержание и характер вербального воздействия на детей. Особенно, когда они «шалят»
Вербальная агрессия со стороны взрослых, как правило выражается в повышении голоса, резких выражениях, что ведет к утрате доверия между воспитателем и его воспитанниками.
П. Ф. Лесгафт очень точно охарактеризовал состояние ребенка в следующих ситуациях:
«Если, приведя ребенка к порядку, возвысить голос или крикнуть, то он встрепенется, затихнет и в этом состоянии останется некоторое время. Продолжительность промежутка времени, будет тем меньше, чем более ребенок привык к подобному обращению. Или чем тише и мягче был сделан подобный призыв. После более или менее продолжительного покойного состояния ребенок задвигается, покажет язык или сделает какое-либо безобразное движение».
Это явление объясняется с физиологической точки зрения тем, что сильное раздражение приводит к снижению восприимчивости нервной системы. Поэтому дети, после того как на них оказало воздействие грозное высказывание воспитателя, через некоторое время становятся еще более расторможенными, чем раньше.
В результате, все, кто пытается остановить детское озорство резкими высказываниями или осязательными действиями получают результаты, прямо противоположные ожидаемым последствиям.
А так как причина детского проступка не обнаружена, то и невозможно ее нивелировать. Следовательно, в дальнейшем в должной мере невозможно повлиять на подобное поведение детей.
Более того, вследствие этого может сформироваться стойкая неприязнь между воспитателями и воспитуемыми. И тогда вместо истинного педагогического взаимодействия будет иметь место соперничество.
И сейчас найдутся педагоги, кто придерживается стратегии соперничества, не осознавая того, что подобная ограниченность воспитателя приводит к нравственной деградации его самого и его учеников.
Таким образом, крайне важны коммуникативные компетенции родителей, воспитателей, учителей, к которым, как минимум, относятся:
- умение проводить самоанализ и интерпретацию собственного коммуникативного поведения,
- адекватно реагировать в различных ситуациях речевого взаимодействия,
- умение организовывать вербальное взаимодействие с воспитанниками.
Дед. Юрий Беспалов
***
Индивидуальные консультации
Стрессоустойчивость
Онлайн обучене
Коммуникативные тренинги