Ни жалости, ни пощады вы не найдете порой в детском поведении, по отношению к своим родителям.
Что ж, на то они и дети, не ведают что творят. «Зла не хватает» - говорят иногда родители, возмущённые поведением детей и собственным бессилием перед ними.
Что же тогда делать, когда прямые увещевания, подкуп, запреты, директивы и наказания не дают должного эффекта?
Я всегда говорил, что ключ к решению многих проблем – стратагемы. Не сами стратагемы, конечно. Но умение мыслить стратагемно. В Китае нынче детей учат стратагемам (я об этом видос ранее снимал). И думается мне, что родителям, и не только китайским, стратагемы тоже пойдут на пользу.
Возьмем к примеру ситуацию, когда ребёнок устроил истерику. Понятно, что ситуация условная, поэтому привожу чисто для примера, показав, как стратагемное мышление может помочь. Но, как дед, немного побурчу и начну, как водится, издалека.
Истерика ребенка - это не просто эмоциональный взрыв, это средство «боевой» коммуникации. Объектом захвата является статус (он главный и вы должны ему подчинится) и то, ради чего разыгрывается «трагедия» (купить шоколадку, например). У ребенка других инструментов нет, поэтому пользуется тем, что есть (инстинктивное понимание значимости доминирования в стадно-стайных сообществах).
От действий родителя зависит не только то, как будет решена текущая проблема, но и то, какие уроки извлечет ребёнок из этой ситуации. Закрепятся ли в нём примитивные средства достижения целей или разовьются нужные когнитивные способности для успеха в будущем.
Дети копируют. Это их основное средство обучения. Поэтому родители, это первые, у кого ребёнок учится. Но учится он не на уроках в школе или в моменты родительских воспитательных нотаций. Ребёнок учится непосредственно в моменте взаимодействия с окружающими.
Поэтому, если родитель сам не умеет мыслить стратегически и разрешать инциденты тонко, изящно, плодотворно, то откуда ребёнку всему этому набраться? У него просто нет образца для копирования.
И так, стратагемы для родителей: как можно мягко остановить детскую истерику.
Сначала предложу подумать о том, какие из 36 китайских стратагем подходят для этой ситуации.
Первым делом, вспоминаются стратагемы, связанные с перенаправлением внимания или созданием иллюзий.
Например, стратагема «Извлечь нечто из ничего» - создать видимость выбора между двумя приемлемыми вариантами, чтобы ребенок отвлёкся от истерики и переключился на выбор.
Стратагема «Убить чужим ножом» - использовать третью сторону или внешние обстоятельства. Можно, привести пример из книги или мультфильма, чтобы показать, как герой (авторитетный для ребёнка) справляется с эмоциями, тем самым задаёт образец поведения для ребенка.
Стратагема «В покое ожидай утомлённого врага» в сочетании «Наблюдать за огнём с противоположного берега» - дать истерике пройти самой, не вступая в конфликт, сохраняя спокойствие. Родитель не подпитывает эмоции, а ждет, пока ребенок успокоится.
Стратагема «Если хочешь поймать, сначала отпусти» в сочетании с «Чтобы поймать вора нужно закрыть двери» - предоставить ребенку иллюзию контроля, разрешив выбрать время или условия успокоения, что снижает сопротивление.
Стратагема «Притворись безумным, сохраняя рассудок» - закатить встречную «истерику», сохраняя хладнокровие.
Отмечу, стратагемы могут применяться как тактические уловки, проявленные, например, в речевых конструкциях и несущих определённый управляющий смысл, или в каких-то поступках, на которые оппонент отреагирует соответствующим образом. А могут быть многоходовыми комбинациями, подводящими и вынуждающими оппонента действовать нужным вам образом. И четвёртый вариант - это собственный фильтр внимания, через который вы видите смысл поведения целиком, а не только в его какой-то фазе, т.е. в моменте.
Возвращаясь к «истерикам», как стратагемы могут реализованы в словах.
Сочетание стратагем: «Извлечь нечто из ничего» и «Чтобы поймать вора нужно закрыть двери». Суть: Создать иллюзию выбора, чтобы переключить внимание на более привлекательную возможность, «закрыв двери» рамкой предложенной альтернативы.
Пример: Ребёнок требует конфету перед обедом. Вместо запрета скажите:
- «Ты можешь съесть одну конфету сейчас, но тогда не будет десерта. Или подождать и получить две после ужина. Выбирай»
Почему работает: Вы заменяете конфликт на возможность выбора, сохраняя контроль, но давая ребёнку ощущение автономии.
Стратагема «Убить чужим ножом». Суть: Переложить ответственность на нейтральный «авторитет».
- «Помнишь, как в твоей любимой книге герой злился, но потом глубоко дышал? Давай попробуем, как он».
Почему работает: Ребёнок воспринимает совет не как родительский наказ, а как «правило» внешнего авторитетного для него источника, снижая сопротивление.
Ситуация: ребёнок кричит на полу в магазине.
Стратагема «В покое ожидай утомлённого врага». Суть: подождать, когда истерика исчерпает себя. Вы стоите рядом, демонстративно рассматриваете товары, говоря:
- Я подожду, когда ты успокоишься. Мы не можем купить эту игрушку, но можем обсудить другие варианты.
Почему работает: Истерика требует «зрителей». Лишив её внимания, вы лишаете подпитки.
Стратагема «Если хочешь что-то захватить, сначала отпусти». Суть: Дать иллюзию контроля, чтобы вернуть управление.
- «Хочешь кричать? Хорошо, но только 2 минуты. Потом мы спокойно поговорим».
Заведите таймер и соблюдайте договорённость.
Почему работает: Ребёнок чувствует, что его «услышали», и учится саморегуляции в рамках возникающих условий.
Стратагема «Притворись глупцом, не переставая быть мудрым»
Суть: притвориться нерациональным, понимая выгоды и целесообразность в своих действиях.
Пример: Ребёнок кричит: «Ты плохая! Ненавижу тебя!».
Вы спокойно отвечаете: - «Я тебя люблю, даже когда ты злишься. Давай подумаем, как решить проблему». Почему работает: Вы не поддаётесь на эмоциональный шантаж, сохраняя эмоциональную стабильность и эмпатию.
Почему в данном случае это не манипуляция, а стратегия?
Цель стратагем - не подавить волю ребёнка, а научить его саморегуляции через собственное стратегическое мышление. Тут стратагемы в первую очередь применены к себе, как алгоритм проактивного целесообразного поведения, а не реагирования на действия ребёнка.
Например, Своими действиями в «схемах» стратагем родитель без нотаций учит ребенка: оценивать последствия выбора, формирует понимание договорённостей, показывает, что истерика — неэффективный способ коммуникации, и т.д.
В итоге: используя стратагемы, вы не «боретесь» с истерикой, а переводите её в конструктивное русло. Как писал Лао-Цзы: «Мягкое побеждает твёрдое». Воспитание - это не война, а игра, где побеждает тот, кто видит целое и больше ходов.
Статьи на тему:
- Стратагемное мышление: почему 36 китайских стратегий и тактик - ваш невидимый актив.
- Зачем руководителям и предпринимателям изучать 36 китайских стратагем
- Стратагемность мышления и поведения - эквивалентно понятию игры